Первые просьбы ребенка о приобретении собаки относятся к возрасту 4-5-ти лет. Такое желание может быть основано просто на мимолетном контакте с собакой на улице. Часто это происходит из-за присущего этому возрасту подражания («У Пети есть собака, я тоже хочу!»). Но иногда желание завести собаку свидетельствует о том, что у ребенка есть проблемы, которые во многом напоминают проблемы взрослых.
Зачастую душевный дискомфорт возникает у ребенка потому, что наша педагогика, да и отношение родителей основаны на подавлении его личности. В общении с собакой ребенок может почувствовать себя равным или высшим, чего ему часто недостает даже в коллективе своих сверстников. Во-вторых, в контактах с собакой ребенок может отрабатывать какие-то новые для себя приемы и виды общения. В-третьих, на собаку ребенок часто «разряжает» свои комплексы и проблемы (так же, как он делает это с игрушками). Например, ребенок, которого часто и, на его взгляд, несправедливо наказывают, может проявлять к собаке жестокость. Невозможно переоценить влияние собаки на личность подростка. Подростковый кризис психики связан, прежде всего, с осознанием себя: я — девушка (или я — юноша). Подросток уже знает свою роль во взрослом обществе, но его туда еще не пускают. А собака является «своей территорией», на которой он может реализовать свое новое «Я». Например, девушка пятнадцати лет, которая была жесткой и замкнутой, с появлением собаки меняется на глазах. Занимаясь со щенком, который во всем от нее зависит, она поняла ответственность за другое существо. Очень важно, чтобы собака была рядом с ребенком с раннего возраста. К сожалению, у нас еще господствуют преувеличенные представления о гигиене: «Собака и маленький ребенок? Ни за что!». А ведь зачастую только общение с животным позволяет «вытащить» в нормальную жизнь детей с серьезными нарушениями психики и даже имеющих диагноз детский церебральный паралич. Психический статус такого ребенка при общении с животным меняется просто на глазах, и это там, где все другие виды лечения бессильны. Чем раньше в руки ребенка попадет этот мягкий и теплый энергетический комочек, тем лучше. Речь идет не только о больных детях. Даже ребенок, не имеющий психических отклонений, вырастая рядом с собакой, приобретает новые черты. Такие дети не бывают жестокими, психика их устойчивее, что очень важно, особенно в наше неспокойное время. К сожалению, собаки довольно часто являются источником неприятностей в доме, в том числе и неприятностей, связанных с детьми. Но можно с уверенностью сказать, что в подавляющем большинстве случаев появление проблем обусловлено неправильным поведением владельцев собак. И главная причина состоит в том, что люди неосознанно относятся к собакам, как к себе подобным. Когда основы поведения собаки не понимает ребенок, это простительно. Но когда этого не понимают взрослые, которые должны регулировать отношения в семье, в том числе и в паре «ребенок—собака», проблемы неизбежны. Приобретая собаку, новые владельцы обычно получают подробные инструкции по обращению с животным, в том числе и о необходимости его наказания за недопустимые действия. Однако часто старшее поколение считает эти рекомендации слишком жестокими: «Собачка маленькая, можно ей что-нибудь повредить». Хотя рекомендуемые методы наказания вполне физиологичны и не могут нанести собаке ни физической, ни психической травмы. Таким образом, выросший, крупный и психически устойчивый кобель устанавливает в семье четкую иерархию: выбрав «вожака стаи», остальным членам семьи демонстрирует свое неподчинение. Чаще всего собака кусает, когда защищает свою еду, поэтому внимательно наблюдайте, чтобы ребёнок не нарушал её покоя во время кормления. Обязательно должны быть и у ребёнка, и у собаки места отдыха друг от друга. Уже двухлетний ребёнок способен понять, как нужно себя вести с животным. Но дети воспринимают животное как свою игрушку, возятся с ней, таскают за уши и хвост, швыряют их… Объясняйте, что такое поведение иногда абсолютно недопустимо: на таких примерах ребёнок учится уважению к другим существам. Если у вас уже есть ребёнок, и вы решили завести собаку, выбирайте лучше «добрые» породы, а не с неустойчивой психикой. И лучше не оставлять до поры до времени ребёнка и животное наедине, пока вы точно не будете уверены в обоих. Не следует забывать и о такой черте характера, как ревность. Ревновать может как ребёнок к собаке, так и собака к ребёнку, что случается чаще. В таких ситуациях родители очень боятся за безопасность ребёнка. Собаке нужно как можно более часто давать понюхать ребёнка, гладить её, держа ребёнка на руках. И строго наказывайте собаку за проявление неуважения к ребёнку, но не обижайте, чтобы не затаилась обида. Если внезапно переключить всё своё внимание с ребёнка на собаку, может ревновать ребёнок. Привлекайте его к уходу за питомцем, но не навязчиво. Старайтесь доверять чаду ответственные поручения типа кормления и расчесывание шерсти. Помогите им стать друзьями. И, конечно, в период привыкания уделяйте как можно больше времени общению с ребёнком. Совместное воспитание ребенка и собаки — тема большого разговора. Но основа их благополучного существования одна: всегда следует помнить, что собака — не человек: эту совершенно банальную истину люди зачастую не могут воспринять. Собаки не способны выполнять социальные установки людей, поэтому людям следует понимать законы стаи, по которым живет собака. И, что совершенно необходимо, учить пониманию этих законов ребенка. Малыш должен знать, что отношение собаки к ее еде, щенкам, месту, игрушкам, ее покою заслуживают такого же уважительного внимания, как и аналогичные отношения человека. С другой стороны, это уважительное внимание не должно перерастать в попустительство. Осмысленное выстраивание отношений между ребенком и собакой, подкрепленное консультациями опытных специалистов, — залог того, что серьезных проблем в семье не возникнет, и собака будет для ребенка тем, чем она и должна быть — источником радости. Итак, Вы любите животных? Вы хотите завести собаку? Если вы твёрдо говорите «да», заводите и радуйтесь вместе со своим ребёнком. Если вы не можете ответить утвердительно, а ваш ребёнок буквально не даёт вам прохода с просьбой завести какое-нибудь животное, возможно, вам стоит пойти на компромисс и подарить ему птичку, хомячка, морскую свинку или черепаху. К сожалению, более крупную живность не стоит приобретать только для ребёнка, опыт показывает, что даже очень сознательные дети не могут сами полностью ухаживать за собакой, но маленькие друзья им вполне по силам. Если же вы не хотите живности в доме, но ребёнок особенно не настаивает, то не следует никого заводить, даже если вы считаете, что это важный воспитательный момент: пользы он не принесёт никому. Дело в том, что ребёнок привыкнет относиться к животному так, как это делаете вы. Если вы принимаете щенка как нового члена семьи, то для ребёнка он станет другом, если собака существует как некий предмет интерьера или постоянно путающаяся под ногами обуза, то ваш ребёнок может научиться игнорировать потребности окружающих его как животных, так и людей. Именно поэтому стоит быть очень осторожным и спрашивать в первую очередь себя: «а нужна ли нам собака?».
|